На рынке программных решений в области автоматизации бизнеса представлено большое количество CRM-систем с различными функциональными и ценовыми характеристиками. Поэтому бывает очень сложно определиться, какую CRM-систему выбрать. Попробуем разобраться с основными критериями выбора.
Требования — основа правильного выбора.
Бытует мнение, что большинство систем автоматизации продаж похожи друг на друга. Но это не совсем так. Частично эти программные решения обладают схожими функциями, так как решают одну большую задачу. И даже бывают решения, похожие друг на друга внешне. Но разница кроется в деталях. И эти детали — ваши требования к системе.
Как определить эти требования? Это несложно. Но не стоит начинать с требований в внешнему виду или технологиям построения решения. Начните с задач, решение которых должна обеспечивать система автоматизации. Перечислим основные из них (движение от общего к частному). Система CRM должна:
- позволять вести учет клиентской базы (базы контрагентов: потенциальных и текущих);
- позволять вести учет контактных лиц контрагентов;
- автоматизировать учет работы выполняемой сотрудниками (задачи, поручения);
- обеспечивать планирование продаж (воронки продаж);
- обеспечивать контроль выполнения плана продаж;
- защищать от несанкционированного доступа к информации;
- обеспечивать гибкую настройку ограничений прав доступа к данным;
- позволять формировать документы на основе шаблонов (заполнение реквизитов в договорах и счетах, формирование красивых коммерческих предложений);
- помогать сотрудникам в предложении товаров и услуг заказчикам (напоминания о сопутствующих товарах и услугах, а также аналогах выбранных товаров);
- позволять вести учет прайс-листа (возможность работы с несколькими типами цен);
- позволять вести учет скидок, закрепленных за клиентами;
- позволять планировать расходы и поступления денежных средств, а также контролировать фактические платежи;
- позволять вести продажи товаров с учетом складских остатков;
- обладать функционалом для работы с поставщиками;
- интегрироваться с учетной системой («1С: Бухгалтерия»);
- интегрироваться с телефонией;
- интегрироваться с электронной почтой и другими внешними сервисами.
И это далеко не полный перечень тех задач, которые в большинстве случаев ставятся перед проектом автоматизации. Даже простое требование по учету и планированию продаж имеет свои «подводные камни», и они существенно влияют на правильность выбора той или иной системы. Простая сегментация продаж на «быстрые», «с длительным циклом» и «повторные» может оказаться не всем системам crm по силам.
И вот когда вы определились со своим списком основных требований и задач, настает очередь дополнительных требований. И в данный раздел попадают уже требования к внешнему виду (кнопки и прочее), используемым технологиям (web-интерфейс, мобильный клиент и так далее), вопросы лицензионной политики (сколько стоит, аренда или бессрочные лицензии, облако или свой сервер) и ряд других вопросов и требований.
Вот так вы и составите свой список требований, который существенно облегчит задачу выбора системы CRM.
Как нужно искать свою CRM?
Как де использовать полученный список требований? Осуществить поиск в сети интернет. При этом, если поиск crm-решения, вы самостоятельно осуществляете при помощи поисковых систем, не стоит указывать общие запросы «crm системы» или «crm система для отдела продаж». Имеет смысл выделить наиболее ключевые, на ваш взгляд, требования и осуществить поиск по ним — таким образом возрастают шансы сократить время на поиск системы, подходящей именно вам. В противном случае на вас обрушится задача по отбору среди десятков вариантов.
Или вы можете направить список ваших требований на электронную почту компаниям, которые занимаются внедрением более чем одного продукта. Например, на нашу электронную почту. На основе данного файла специалисты предложат один (или немного больше) вариант системы, а также зададут вам вопросы о функционале, который вы могли не указать. На основе данной информации они помогут вам определиться с выбором системы, проведут презентацию выбранного решения и осуществят всю необходимую подготовку к проекту внедрения.
Также вы можете обратиться к порталам-агрегаторам (например, www.crm-practice.ru), на которых предусмотрена система подбора оптимального решения. В таком случае вам не придется самим искать решение — поставщикам решений, подходящих под ваши требования будут направлены запросы, и уже они сами будут с вами связываться для направления своих предложений. Но этот вариант может быть неудобен для тех, кто не желает объяснять десятку разных поставщиков одно и то же.
На что обращать внимание при выборе CRM?
Не очень простой задачей является и выбор оптимального решения из тех, которые на первый взгляд отвечают вашим требованиям. И в данном вопросе на первое место выходит субъективная оценка тех, кто принимает решение. Наш небольшой совет, соберите несколько ключевых сотрудников вашей компании, которые составят комиссию по выбору системы — и каждый из них выставит предложенным вариантам CRM-систем оценки соответствия требованиям.
Так же не стоит забывать о финансовой части, но не всегда самое недорогое (на первый взгляд) решение будет лучшим выбором. Имеет смысл получить информацию о всех возможных дополнительных платежах по системе, а не только по лицензиям. Например,
- сколько стоят услуги технической поддержки;
- сколько стоит час работы специалиста (в случае дополнительных доработок);
- какие сроки выполнения относительно простой задачи по созданию шаблона документа в системе;
- как оцениваются затраты времени специалистов по доработкам или внедрению (кто-то оценивает в рабочих часах, кто-то оценивает сразу в днях);
- общий ожидаемый календарный срок внедрения;
- наличие встроенных механизмов интеграции с нужными вам системами;
- возможность индивидуализации системы (изменение или создание новых объектов в системе);
- возможность получения услуг технической поддержки в ваше рабочее время (согласитесь, разница часовых поясов в 5 и более часов может существенно сказаться на оказании услуг);
- отчуждаемость данных — на случай если вы решите сменить сервер размещения системы или даже саму систему, то насколько легко получить уже наработанные данные.
Следует отметить, что стоимость самих лицензий CRM-системы в данном случае оказывает невысокое влияние на принятие решения о внедрении (основываясь на финансовых показателях), так как нужно рассматривать стоимость владения системой в целом — с учетом всех возможных расходов на обеспечение комфортной работы в ней и ее дальнейшее развитие с ростом вашего бизнеса.
Резюме
Безусловно, в данной статье освещены не все вопросы и сложности, возникающие при выборе системы. Мы постарались затронуть наиболее важные моменты, внимание к которым позволит вам пройти процедуру с наименьшими потерями времени и денег.
Когда вы задумаетесь о выборе crm-системы — наши специалисты будут рады бесплатно проконсультировать вас по всем вопросам, а также провести презентацию по решениям, которые мы предлагаем.
CRM-решения, которые будут вам полезны:
- КлиК. Торговля -
Клиент-Коммуникатор. Торговля — система автоматизации управления бизнесом, сочетающая функциональность системы по работе с клиентами, работе с поставщиками и партнерами, инструмент управления рекламными кампаниями, а также финансовый учет и управление складскими запасами.
- КлиК. Управление -
Клиент-Коммуникатор. Управление — это программное crm-решение, автоматизирующее контроль работы с клиентами и поставщиками. В системе реализованы планирование и контроль маркентинговых вложений, а также планирование и контроль финансовых поступлений и расходов.
- КлиК. CRM -
Клиент-Коммуникатор. CRM: Продажи — это программное crm-решение, автоматизирующее бизнес-процессы продаж без необходимости контроля складских остатков. Данная система содержит полный комплекс инструментов для создания плана работ по сделкам и контроля выполнения этих работ.